Балльно-рейтинговая система

I. Основные задачи БаРС:

  •  повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
  •  повышение уровня организации учебного процесса;
  •  активизация посещения учебных занятий;
  •  стимулирование самостоятельной работы студентов;
  •  обеспечение планомерной, регулярной учебной работы студентов в течение семестра;
  •  индивидуализация обучения;
  •  оптимизация и повышение объективности оценки учебной работы студентов преподавателями.

БаРС осуществляется в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины, рабочими учебными планами подготовки студентов, нормами времени работы профессорско-преподавательского состава (ППС), индивидуальными планами работы ППС.

II. Внедрение БаРС:

Разработанная, утвержденная и внедренная в 2009 году балльно-рейтинговой система контроля знаний студентов (БаРС) для преподавателей БИСТ:

  • является одной из составляющих системы управления качеством образования и служит основой контроля знаний студентов всех форм обучения;
  • вводится в целях комплексной оценки качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.

III. Механизм реализации БаРС:

Организация модульно-рейтингового контроля проводилась в институте в течение последних 5 лет следующим образом:

  • Семестровый курс предмета разбивался на 4–8 учебных модуля;
  • По каждому из блоков каждый из учащихся получал несколько вариантов заданий, которые сдавал преподавателю к определенному сроку. Выставлялись дробные оценки. Кроме того выводилась средняя оценка за каждое задание по 5 и 100-бальной системе;
  • Соблюдался принцип гласности – все студенты знали свои текущие оценки;
  • Сохранялась возможность повышения рейтинга. В процессе учебы студент мог переделывать задания. Это мотивировало учащихся к улучшению результатов;
  • При проведении экзамена рейтинг студента являлся решающим при выставлении общей оценки.

В используемой системе не было учета научной активности студентов (участие в семинарах и конференциях), дисциплины посещения занятий и промежуточного контроля знаний.

Правила формирования рейтинговой оценки студента по дисциплине следующие:

  • Каждый вид учебной работы студента оценивается в баллах. Максимальная сумма баллов (итоговый рейтинг), которую может набрать студент по учебной дисциплине за семестр, составляет 100 баллов (100 баллов = «100%-ный успех»). Из них до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре (текущий рейтинг) и до 40 баллов – за экзамен или зачет (рубежный рейтинг).
  • Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не меньше 30 баллов текущего рейтинга.
  • Текущий рейтинг студента в семестре (до 60 баллов) по дисциплине складывается из рейтинговых баллов, которыми преподаватель в течение семестра оценивает посещение учебных занятий студентом (лекций и семинаров); активную работу на семинарских занятиях, его самостоятельную учебную работу, результаты промежуточной аттестации (тестирования).
  • Рубежный рейтинг студента (до 40 баллов) по дисциплине складывается из оценки в баллах ответа студента на экзамене или зачете по общим понятиям, методам и методологии дисциплины, за правильность анализа и решения практических задач билета (если это предусмотрено учебным планом).
  • Итоговый рейтинг (Б) представляет собой суммирование баллов текущего (Бт ) и рубежного (Бр ) рейтингов:
  • Б = Бт + Бр,
  • Текущий рейтинг Бт = Б1 + Б2 + Б3 + Б4 + Б5 , где соответствующие составляющие определяются согласно нижеприведенной таблице.


п/п

Формы контроля

Рекомендуемое
количество
баллов

Суммарное количество баллов

Примечание

1.

Посещение занятий:

— лекции

— семинары

до 10 баллов

до 10 баллов

 

Б1

Б2

Не более

20 баллов

за семестр

2.

Активная работа на семинаре
(по видам учебной активности: доклад, эссе и др.)

до 10 баллов

Б3

 

3.

Самостоятельная работа, в т. ч. реферат, контрольная работа, домашнее задание

до 10 баллов

Б4

 

5.

Промежуточная аттестация (тестирование)

до 20 баллов

Б5 

 

6.

Текущий рейтинг

до 60 баллов

Бт

Б1-5

7. 

Рубежный рейтинг:
экзамен или зачет

до 40 баллов

Бр

 Б6

8.

Итоговый рейтинг

До 100 баллов

Б

    Бт + Бр   

Ведение автоматизированного контроля знаний студентов позволяет каждому студенту знать и исправлять текущие недочеты, отрабатывать пропуски занятий выполнением дополнительных заданий. Так как роль текущего рейтинга велика (60 баллов), студент, вовремя выполняющий практические занятия и не имеющий пропуски занятий, может претендовать на высокую итоговую оценку. И наоборот, студент, пропускающий занятия и имеющий низкие показатели по практическим занятиям и семинарам, имеет мало шансов на высокую итоговую оценку, так как рубежный рейтинг дает всего 40 баллов.

Результаты внедрения БаРС наглядно свидетельствуют о качественном повышении уровня освоения учебного материала студентами; ответственности преподавателей и студентов за учебный процесс и как следствие этого – рост мотивации изучения учебных дисциплин.