Психологическая служба

псих служба

Руководитель Психологической службы, психолог Смирнова Ксения Игоревна

Руководитель Психологической службы БИСТ (филиала) ОУП ВО «АТиСО»: психолог Смирнова Ксения Игоревна.
Образование высшее юридическое (Башкирский государственный университет, Институт права, 2009 г.), психологическое (Башкирский государственный университет, факультет психологии, 2013 г.), сертификат Европейской Школы корреспондентского обучения о прохождении обучения на курсе «Практическая психология» (2012 г.).

Основные направления индивидуальной и групповой психологической практики:
– эффективные коммуникации;
– управление конфликтами;
– эмоциональная зависимость в отношениях;
– трудные жизненные ситуации: ресурсы совладания;
– профессиональное самоопределение: помощь в профориентации, личностный рост.

Задачи личностного роста:
– желание улучшить качество жизни;
– самопознание и желание разобраться в себе;
– преодоление трудностей в общении;
– работа с неуверенностью в себе, с заниженной самооценкой;
– проблема одиночества, стремление к созданию отношений;
– помощь при принятии важных решений, нерешительность при выборе;
– решение проблемы прокрастинации: как побороть лень и начать действовать.

Актуальность создания Психологической службы

В современной жизни любой человек время от времени сталкивается со случаями, когда грамотная консультация психолога или его практическая помощь крайне важны и жизненно необходимы. Порой даже единственная психологическая консультация способна помочь справиться с внутренними проблемами, душевными переживаниями, обрести уверенность в себе и ощущение эмоциональной стабильности.

Организация Психологической службы стала одним из направлений оптимизации работы учреждений образования. Высшие учебные заведения являются системой, призванной создавать условия для становления и развития личности как субъекта труда, познания и общения. В связи с этим возрастает роль психологической службы вуза, обеспечивающей условия для развития субъектного потенциала личности, более адекватного осознания молодым человеком путей своего личностного и профессионального развития в период обучения в вузе, для повышения собственной психологической устойчивости в преодолении различных трудностей. Именно она и должна выступать как научно-методический и практический центр, реализующий психологическое сопровождение развития личности студента в образовательной среде вуза.

Студенческий возраст – это период, когда реализуются возможности саморазвития, приобретается способность самостоятельно достигать поставленных целей, вырабатываются важнейшие жизненные стратегии. Общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессионально самоопределение, причем сделать это не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.

Задача выбора профессии принципиально не может быть решена без решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни. Психические новообразования данного возрастного периода позволяют студентам самостоятельно выстраивать систему жизненных целей, приоритетов и ценностей. В связи с этим, деятельность психологической службы вуза должна быть нацелена на формирование взрослой личности, поддерживая инициативность студентов в профессиональном и личностном саморазвитии.

Цель, задачи и направления Психологической службы

Центральная цель деятельности Психологической службы – психологическое сопровождение через создание благоприятных условий, которые способствуют становлению свободной и гармоничной личности студентов Башкирского института социальных технологий.

Данная цель может быть реализована через следующие задачи:

1) содействие успешной социально-психологической адаптации студентов I курса к условиям вуза (вуз – комфортная среда);
2) формирование навыков конструктивного и адекватного межличностного взаимодействия (современный профессионал – это эффективный коммуникатор);
3) формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности (конкурентоспособный, психологически устойчивый профессионал).

Для реализации вышеизложенных задач созданы обязательные структурные единицы (направления) Психологической службы:

  • психологическое консультирование;
  • психологическая диагностика (индивидуальная и групповая);
  • тренинги социально-психологической направленности (направленны на формирование определенных навыков и умений, таких как навыки партнерского общения и навыки уверенного поведения).

Диагностический инструментарий (компьютерный)

Личностный опросник MMPI

Диагностика особенностей личности

Личностный опросник MMPI предназначен для углубленной диагностики психологических особенностей личности взрослых людей. Методика позволяет с высокой степенью достоверности выявлять черты и типы характера, определять стиль поведения и общения, диагностировать способность к адаптации и скрытые психические отклонения, оценивать профессиональную пригодность, изучать эмоциональное состояние и степень выраженности стресса, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах трудовой деятельности.

Назначение методики. MMPI широко используется: в сфере здравоохранения, в судебно-психологической экспертизе, в исправительных учреждениях, в системе образования, занятости, в бизнесе, в силовых структурах. А также MMPI активно применяется для отбора и оценки персонала, психологической экспертизы и консультирования.

Ко-терапевтическая система «Келли-98»

Диагностика социально-психологического климата и межличностных отношений

Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98» представляет собой вариант техники репертуарных решеток Дж. Келли, адаптированный российскими специалистами В.М. Воробьёвым и Н.М. Коноваловой. Методика позволяет проводить углублённую диагностику личности, выявлять реальное содержание психологических проблем. В процессе диагностики психолог может понять субъективный мир клиента, выявить особенности отношения человека к себе и другим людям. Достоинством методики является возможность целостной оценки состояния адаптационной способности человека с помощью введенных авторами новых продуктивных критериев оценки системы конструктов.

Тестирование осуществляется в форме диалога с компьютером и превращается в увлекательный процесс самопознания. Процесс диагностики тесно сплетается с процессом коррекции, предоставляющим человеку возможность по-новому осознать себя и свои отношения с другими людьми, найти новые способы решения внутриличностных и межличностных проблем.

Назначение методики. Методика предназначена для широкого использования в области индивидуального, семейного, возрастного, организационного и профессионального психологического консультирования и психотерапии.

Методика «Вектор» (Методика В.Г. Мельникова)

Диагностика социально-психологического климата и межличностных отношений

Автор методики В.Г. Мельников – психолог с большим опытом работы в вооружённых силах, автор книги «Динамическая модель группы», руководитель регионального центра психологической работы Института радиоэлектроники космических войск. Методика реализована в виде компьютерной программы. Диагностическая часть методики представляет собой модифицированный вариант метода экспертных оценок и может проводиться в бланковой форме индивидуально или с группой.

Оценка осуществляется по параметрам способностей и моральных качеств посредством парных сравнений с последующей компьютерной статистической обработкой и многомерным представлением полученных результатов. «Вектор» предлагает эффективную технологию управления формированием группы на основе процесса изменения ее динамической структуры.

Методика может быть использована руководителями всех уровней, военными психологами, психологами-консультантами, тренерами, педагогами, воспитателями.

Назначение методики. Методика предназначена для диагностики уровня развития отношений в группах и коллективах, анализа причин, препятствующих формированию команды, выработки рекомендаций по командообразованию, выявления источников и причин, негативных явлений, возникающих в группах, оптимизации групповых норм и ценностей, улучшения морально-психологического климата, исключения ошибок при выдвижении кандидатов на руководящие должности, повышения роли, авторитета и ответственности руководителей, предотвращения негативного влияния групп асоциальной направленности на личность членов групп, обучения руководителей психологическим основам понимания структуры и развития групп.