ЖКХ на пути реформ
За последние годы в России был принят целый комплекс законов, призванных повысить прозрачность и эффективность работы столь проблемной сферы, как ЖКХ. Однако для того, чтобы законодательные нововведения заработали действительно продуктивно, очень важно повысить правовую грамотность и гражданскую активность жильцов, многие из которых до сих пор не слишком интересуются тем, что происходит вне пределов собственной квартиры. Ход и перспективы модернизации жилищно-коммунального комплекса стали темой круглого стола, прошедшего в Башкирском институте социальных технологий. Модератором выступила председатель Общественного совета при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства РБ Танзиля Нигматуллина, а в числе главных спикеров был заместитель председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев.
После вступительного слова Танзили Нигматуллиной, обозначившая важность заявленных тем, участники перешли к их обсуждению. Одна из основных проблем коммунальной отрасли – высокая изношенность сетей и инженерной инфраструктуры. Ее решение только за счет бюджета затруднительно из-за дефицита финансирования. Выходом может стать привлечение частных инвесторов, готовых вложить свои средства в модернизацию «коммуналки». С этой целью в 2013 году был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях», где впервые были прописаны права и установлена четкая ответственность концессионеров, решивших трудиться в коммунальном секторе.
— Сегодня закон заработал в полную силу – уже более 400 предприятий жилищно-коммунального сектора передано в концессию, идет их оздоровление с участием средств частного бизнеса, — заявил Павел Качкаев. — Если до 2014 года до 90% средств на оздоровление предприятий коммунального комплекса направлялись из разного уровня госбюджетов, то сегодня пропорция изменилась в сторону частного бизнеса. По предварительным данным, в 2015 году именно им по концессионным соглашениям было вложено порядка 137 миллиардов рублей. Эта цифра составляет около 30 процентов от общей ежегодной потребности, составляющей почти 450-500 миллиардов, но все же говорит о явном движении вперед.
Реализацию Закона «О концессионных соглашениях» во многом упростили изменения в федеральном законодательстве, касающиеся долгосрочного тарифного регулирования в сфере снабжения электроэнергией, газом, водой и водоотведением. Согласно им, регулирование тарифов ведется на основе долгосрочных параметров, устанавливаемых на срок не менее 3 и не более 5 лет, в порядке, определяемом правительством РФ.
— Это нужно для того, чтобы инвестор, который хочет вложить средства в развитие коммунального предприятия, мог видеть, что ждет его в перспективе нескольких лет и мог более точно просчитывать свои инвестиционные планы, — пояснил Павел Качкаев.
Инструменты контроля
Лицензирование управляющих компаний было введено 1 мая 2015 года – с этой даты УК, не получившие лицензию, не могут законно вести профессиональную деятельность. Одновременно значительно упростился процесс смены управляющих компаний, работа которых не устраивает жильцов. Вместо практиковавшегося раньше запутанного процесса теперь для этого достаточно своевременно обратиться с жалобами в региональный Госкомитет по жилищному и строительному надзору, возможности которого также значительно возросли. Если до введения лицензирования он мог лишь штрафовать недобросовестных управленцев, то сейчас после двух признанных судом нарушений УК может лишиться права управления домом, а в случае потери 15% домов – и самой лицензии.
Закон «О ГИС ЖКХ» предусматривает создание единой федеральной централизованной системы, обеспечивающей сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищно-коммунальном хозяйстве. Граждане могут пользоваться ГИС ЖКХ добровольно, без дополнительной регистрации в системе — достаточно зарегистрироваться на портале госуслуг. Зайдя в созданный на портале Личный кабинет, жильцы многоквартирных домов смогут контролировать порядок исполнения управляющими компаниями своих обязанностей, подавать жалобы на УК, проверять корректность начисления платежей. Компании, управляющие жильем, и ресурсоснабжающие организации с 1 июня 2016 года должны размещать на портале данные, предусмотренные Законом «О ГИС ЖКХ», с этого же времени наступает административная ответственность за его неисполнение.
Ставка на общественность
По общему мнению экспертов, даже самое совершенное законодательство не даст желаемого эффекта, если жители многоквартирных домов будут равнодушно относиться к вопросам управления собственным жильем. Для активизации общественности государством создан целый ряд инструментов, призванных помочь гражданам реализовать свои права в сфере контроля и стимулирования работы коммунального сектора. К примеру, сегодня в стране действует некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль», куда граждане могут направлять свои жалобы и обращения.
— Эта работа однозначно будет давать отдачу, ведь без участия общественности проблем в огромном коммунальном хозяйстве не решить. Пока управляющие компании не поймут, что деньги нужно зарабатывать, а не просто собирать с населения, хороших результатов у нас не будет. А заставить их эффективно работать может только активность жителей: проведение общих собраний, позиция председателей советов многоквартирных домов. Нам нужно учиться требовать то, что мы должны получать по закону, — подчеркнул Павел Качкаев.
С этим мнением согласилась и Танзиля Нигматуллина, отметившая, что работа по повышению правовой грамотности активных жильцов дает ощутимый результат.
Газета «Уфимские Ведомости»
Автор: Алексей ФАТЫХОВ
Номер газеты: №25 (3655) от 07.04.2016