«Что происходит? Что дальше?»
Под таким названием 11 декабря прошла Панельная дискуссия, завершившая Международную практическую конференцию «Россия в переделье: цивилизация, техногенез, экономика».
Конференция проходила в течение 3-х дней в режиме онлайн, и все свободные от занятий преподаватели спешили к экранам компьютеров, чтобы узнать мнение известных ученых по рассматриваемым проблемам, обсудить с коллегами сои позиции по тому или иному вопросу.
Не меньший интерес вызвала и панельная дискуссия. Среди наших преподавателей шла своя дискуссия по поводу высказанных позиций, в том числе по таким, как: «Если мы выхолостили язык и понизили долю смыслов в сообщениях до нуля, почему мы при этом всегда виним третью сторону (общество, природу и т.д.)?»; «Сущность человека в том, что его сущность всё время меняется. Среди других животных человек выделяется как исключительный «фрик», который всё время отрицает сам себя. А противоречивость и двойственность – это сущность действующей российской власти. Это ярко проявляется во внешней политике»; «Проблемы не от прогресса и знания, а от жадности. Те, кто пожирают общество и окружающую природу, как правило интеллекта невысокого. Образ кадавра, неудовлетворённого желудочно. Сколько людей должно (!) существовать — это мальтузианство. Производительность благодаря прогрессу всё время растёт (в разы и на порядки), а на пенсии мистическим образом всё так же не хватает. Экономический парадокс?» (Дмитрий Капинос); «Черная оспа реально выкосила огромное количество людей, и элите пришлось … вытаскивать людей из нор. Ныне же элита САМА загнала людей в норы, искусственно нагоняя истерию. Во времена черной оспы люди были трудовым ресурсом, для нынешней же элиты люди – пустой балласт» (Alexander Pikover). Речь шла и о цифровизации, и о дистанционном обучении и т. д. Одним словом, конференция стала своего рода импульсом обсуждения в филиале глобальных вопросов, и мы благодарны организаторам конференции и за анализ актуальных для нашего общества вопросов, и за возможность услышать позиции ведущих ученых.