Заседание рабочей группы № 3 Российской трехсторонней комиссии

2 сентября 2021 года состоялось очередное заседание рабочей группы № 3 Российской трехсторонней комиссии.
Повестка дня включала рассмотрение изменений в отдельные проекты постановления Правительства Российской Федерации.
В заседании принимала участие Танзиля Алтафовна Нигматуллина, эксперт рабочей группы № 3 РТК, наш директор.

Ниже приводятся ее предложения по рассматриваемым проектам постановлений Правительства РФ:

Предложения
Нигматуллиной Т.А., эксперта рабочей группы № 3 Российской трехсторонней комиссии (к заседанию 02.09.2021):

1.  К решению рабочей группы по вопросам проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» поддерживаем по следующим основаниям:

  1. Соответствующие Правила дополнены положением, что в случае, если организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования осуществляется образовательной организацией, являющейся структурным подразделением работодателя, ею заключается двусторонний договор с участником мероприятия (пункт 8). Это позволяет упорядочить отношения в указанной сфере деятельности между обеими сторонами и закрепить за каждой из сторон соответствующие обязательства.
  2. Согласно положениям проекта, Правила дополняются новым пунктом, согласно которому оценка достижения показателей и результатов реализации указанных мероприятий осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании сведений, предоставляемых получателями гранта в рамках осуществления мониторинга реализации мероприятий по организации профессионального обучения отдельных категорий граждан по состоянию на 15 декабря соответствующего финансового года в срок до 31 декабря соответствующего финансового года (18а). Принципиальным считаем и уточнение в пункте 19 срока оценки результатов использования гранта. Это позволяет конкретизировать временные рамки и, соответственно, контроль за организацией профессионального обучения.

2.  К решению рабочей группы по вопросам проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения»

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» поддерживаем по следующим основаниям:

  1. Скорректировано определение позиции по целевым индикаторам и показателям подпрограммы, а также изменены позиции, касающиеся объемов бюджетных ассигнований подпрограммы и ожидаемых результатов реализации подпрограммы.
  2. В паспорте подпрограммы «Развитие институтов рынка труда» в позиции, касающейся целевых индикаторов и показателей подпрограммы, исключены слова «доля высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников», что позволяет избежать споров относительно понятия «целевой индикатор».
  3. В паспорте подпрограммы «Безопасный труд» в позиции, касающейся целевых индикаторов и показателей подпрограммы, слова «численность лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием» заменены словами «численность лиц с впервые установленными профессиональными заболеваниями (отравлениями)», что конкретизирует признаки данной целевой группы.
  4. Совершенно логично, что, начиная с 2019 года в Программу интегрированы мероприятия федеральных проектов национальных проектов «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости», «Образование» и «Цифровая экономика», разработанных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  5. В подпрограмму «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» включены мероприятия по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки их занятости и модернизация инфраструктуры занятости населения в субъектах Российской Федерации.

3.  К решению рабочей группы по вопросам проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан»

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий Фондом социального страхования Российской Федерации в 2021 году из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях их стимулирования к трудоустройству безработных граждан» поддерживаем по следующим основаниям:

  1. Подпункт «а» пункта 2 изложен в более конкретизированной редакции, позволяющей достичь цель предоставления субсидий в виде частичной компенсации затрат работодателя на выплату заработной платы работникам из числа трудоустроенных безработных граждан, которые отвечают критерию зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных граждан на 1 января 2021 г. или зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных граждан и относятся к категории граждан, завершивших в 2020 году обучение по основным образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования.
  2. Предоставление субсидии по истечении 3-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина и по истечении 6-го месяца работы трудоустроенного безработного гражданина производится Фондом после проведения проверки и идентификации, установленных пунктом 19 Правил, по истечении соответственно 102 и 192 дней после дня, с которого трудоустроенный безработный гражданин приступил к исполнению трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателем, но не позднее 27 декабря текущего финансового года, в порядке, предусмотренном пунктами 21 — 25 Правил. Это предоставляет возможность защитить законные интересы безработных гражданин по получению субсидии в полном объеме, в случае, если трудовой договор был заключен с работодателем в указанные сроки.
  3. В случае установления факта выплаты трудоустроенным безработным гражданам за счет Фонда пособий по временной нетрудоспособности, периоды которой совпали полностью или частично с периодами, установленными пунктом 10 Правил, денежные средства в размере, равном сумме пособий по временной нетрудоспособности, но не более суммы субсидии, предоставленной Фондом в отношении таких трудоустроенных безработных граждан, подлежат возврату работодателем в бюджет Фонда в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это положение, на наш взгляд, способствует не допущению утраты или нецелевого использования денежных средств Фонда и предоставляет возможность наиболее оптимальным способом перенаправить денежные средства на выплаты пособий и субсидий.

4.  К решению рабочей группы по вопросам проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»

Принятие постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» поддерживаем по следующим основаниям:

  1. При принятии данного постановления Министерство получит возможность самостоятельно принимать на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации порядок и форму предоставления сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также порядок и форму предоставления сведений застрахованному лицу о суммах средств его пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
  2. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 июля 2021 г. № 512н утверждены Правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии. При принятии данного постановления Министерство получит возможность самостоятельно принимать Правила осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии на основании и во исполнение российского законодательства.