В Башкирском институте социальных технологий состоялись дебаты среди учащихся колледжа и института на тему «Смертная казнь: за и против».
Дебаты берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для преуспевания в современном демократическом обществе.
Разработаны Карлом Поппером.
Это – игровая технология, имеющая свои принципы и правила, позволяющая развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений.
«Дебаты» позволяют решить следующие задачи:
- обучающие, т.к. это способствует закреплению, актуальности полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями;
- развивающие, т.к. это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей;
- воспитательные, т.к. это способствует культуре спора, терпимости;
- коммуникативные, т.к. учебная деятельность учащихся осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Принципы «Дебатов»
- Необходимо уважение к оппоненту.
- Обязательна честность.
- Проигравших нет.
Обсуждение смертной казни — общественная дискуссия с участием широкого круга учёных, политических, общественных и религиозных деятелей, организаций, общественных движений, обсуждающая вопрос допустимости применения смертной казни как средства уголовного наказания, применяемого государством, как правило, за совершение тяжких преступлений.
Смертная казнь как высшая мера наказания вызывала и вызывает ожесточённые споры. Как за отмену, так и за применение смертной казни высказываются различные политики и общественные деятели.
Студенты – будущие юристы разделились на две команды: «Правительство» – выступающие за отмену моратория на смертную казнь, и «Оппозиция» – выдвигающая свои аргументы против введения смертной казни. В ходе бурных дебатов было приведено достаточно много логически и законодательно подкрепленных аргументов. Мнение судей значительно разделилось, однако они смогли прийти к единому выводу, что аргументов в пользу действующего моратория было больше. Среди важнейших аргументов «против» были такие, как риск судебной ошибки существует всегда. Известно много таких случаев, когда человека признавали невиновным спустя несколько десятков лет заключения. В случае со смертной казнью оправдать невинно осуждённого уже не получится. А так же подлинное назначение наказание – это стремление к исправлению. Именно поэтому родители наказывают своих детей, например, чтобы они поняли, что так делать не нужно. Именно поэтому существуют различные виды судебного наказания: заключение в тюрьму, исправительные работы и так далее. Смертная казнь никак не ведёт к исправлению.
Не стоит забывать, что в основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.