Образование
Деятельность ЮНЕСКО в области образования призвана дать образование всем, на всех уровнях и на протяжении жизни, потому что образование играет главную роль в становлении и развитии личности человека, экономическом росте и укреплении социальных связей. В то же время оно – важный инструмент борьбы с бедностью и одна из основ устойчивого развития. На Всемирном форуме по образованию, проведенном в Дакаре (Сенегал) в 2000 году, были сформулированы следующие цели:
- расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию;
- обеспечение бесплатного и обязательное начального образование; удовлетворение образовательных потребностей молодежи и взрослых;
- повышение на 50% уровня грамотности взрослых;
- ликвидация разрыва между мальчиками и девочками в начальном и среднем образовании;
- повышение качества образования во всех его аспектах.
Две из перечисленных целей входят в список Целей развития ООН на рубеже тысячелетия:
- бесплатное и обязательное начальное образование и равенство полов в начальной и средней школе;
- содействие образованию в качестве одного из основных прав человека;
- повышение качества образования путем диверсификации его содержания и методов;
- содействие экспериментам, новаторству, публикациям и обмену данными и передовым опытом а также развитию диалога по вопросам политики в области образования.
Программа «Образование для всех» — это программа, согласно которой государства по всему миру берут на себя ответственность по обеспечению каждого ребенка и взрослого качественным начальным образованием. Движение «Образование для всех» основано на понимании, что образование является правом человека, и оно необходимо не только для полноценного развития, но, кроме того, для поддержания мирных и стабильных отношений между государствами.
В 1990 году делегаты из 155 стран и представители 150 организаций договорились на Международной Конференции по Образованию для всех в Джомтьене (Тайланд) (5-9 Марта 1990 г.) универсализировать систему начального образования и сократить безграмотность к концу десятилетия. Шесть лет спустя после этой конференции, в Аммане (Иордания) (16-19 июня 1996 г.) состоялась промежуточная встреча в рамках Международного Консультативного Форума по Образованию для всех, на которой присутствовали около 250 участников из 73 стран, представлявших министерства образования, многосторонние и двусторонние агентства и неправительственные организации. Главной целью данной встречи было оценить работу, проделанную после конференции в Джомтьене. Международный Образовательный Форум, который проходил в Дакаре, Сенегал, в апреле 2000 г., был первым и самым важным событием в сфере образования в начале нового века. Принимая план действий, предложенный в Дакаре, 1100 участников подтвердили намерение достигнуть реализации стратегии Образование для всех к 2015 году. На Форуме были сформулированы следующие задачи ОДВ:
- расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за детьми младшего возраста и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей;
- обеспечение того, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки, дети из неблагополучной среды и из этнических меньшинств могли свободно получать бесплатное и обязательное высококачественное начальное образование;
- обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков;
- повышение на 50% уровня грамотности взрослых к 2015 году, особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию;
- ликвидация гендерных различий в начальном и среднем образовании к 2005 году и достижение гендерного равенства в области образования к 2015 году с уделением особого внимания предоставлению девочкам полного и равного доступа и обеспечению их хорошей успеваемости в рамках высококачественного базового образования;
- всестороннее повышение качества образования и обеспечение успешной успеваемости для всех, с тем чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке показателей обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.