«Нюрнбергский трибунал»

Под таким названием 16 мая Екатерина Сергеевна Баранова, заведующий кафедрой уголовного права, процесса и цивилистики, прочитала лекцию для обучающихся 1 и 2 курсов колледжа.
Преподаватель подробно остановилась на вопросах о том, когда и где проходил международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников европейских стран, ставший уникальным явлением в истории; кто оказался на скамье подсудимых, обвиняемые в совершении военных преступлений и геноциде (само это слово тоже впервые открыто прозвучало именно в Нюрнберге); объяснила, что был выбран именно этот город, так как он многие годы был цитаделью фашизма, невольным свидетелем съездов национал-социалистской партии и парадов ее штурмовых отрядов. Нюрнбергский процесс осуществлял Международный военный трибунал (МВТ), созданный на основании Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. между правительствами ведущих государств-союзников – СССР, США, Великобритании и Франции, к которому присоединились 19 других стран – членов Антигитлеровской коалиции. Основу соглашения составили положения Московской декларации от 30 октября 1943 г. об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, под которой поставили свои подписи руководители СССР, США и Великобритании.

Екатерина Сергеевна рассказала: ни одна из трех ведущих союзных держав (СССР, Великобритания и США) не сомневалась задолго до мая 1945 года в том, что лидерам Германии придется держать ответ за все злодеяния, совершенные по их попустительству или прямому распоряжению. В Советском Союзе о создании Международного военного трибунала заговорили еще в октябре 1942 года, на уровне министров иностранных дел стран Антигитлеровской коалиции этот вопрос согласовали в ноябре 1943 года, а на уровне лидеров трех держав – в феврале 1945 года на конференции в Ялте. Но формально этот трибунал, вошедший в историю как первый крупный процесс такого рода, был создан лишь во время Лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. А 29 августа был обнародован первый список военных преступников, в который вошли 24 человека, – те самые, которые через три месяца оказались в качестве обвиняемых в «Зале 600» Дворца юстиции в Нюрнберге.

Все обвинения в отношении нацистских преступников, представших перед Нюрнбергским трибуналом, были подразделены в соответствии с Уставом Международного военного трибунала на преступления: первый был связан с планами нацистской партии и ведением агрессивных войн, второй касался преступлений против мира с формулировкой об участии подсудимых в «планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, которые также являлись войнами в нарушение международных договоров, соглашений и обязательств»; третий раздел именовался «Военные преступления» и включал в себя все преступления, совершенные в нарушение военных законов и обычаев в ходе Второй мировой войны; четвертый – «Преступления против человечности» — касался деяний нацистов в отношении собственного народа и всех тех, кто согласно нацистской идеологии относился к «недочеловекам».

Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным Советом по Германии, и в ночь на 16 октября 1946 г. приговор о смертной казни был приведен в исполнение (незадолго до этого Геринг покончил жизнь самоубийством).

Подводя итоги лекции, Екатерина Сергеевна подчеркнула, что Нюрнбергский процесс стал историческим событием, прежде всего, как торжество Закона перед нацистским беззаконием. Он разоблачил человеконенавистническую сущность германского нацизма, его планы уничтожения целых государств и народов, его запредельную бесчеловечность и жестокость, абсолютную аморальность, истинные размеры и глубины злодеяний нацистских палачей и крайнюю опасность нацизма и фашизма для всего человечества. Моральному осуждению была подвергнута вся тоталитарная система нацизма в целом. Тем самым была создана морально-нравственная преграда для возрождения нацизма в будущем или, по крайней мере, для его всеобщего осуждения.

Вопросов лектору было задано много. И это не случайно: тематика был актуальной в условиях вызовов времени.

Как итог: подобного рода лекции способствуют воспитанию у обучающихся чувства гуманизма, справедливости и пацифизма, неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимания неизбежности наказания, расплаты за преступления против человечества.