Игры по финансовой грамотности

Так назывался методический семинар, инициированный Ассоциацией развития финансовой грамотности, который состоялся 27 марта.
Программа включала выступления:
- ТАТЬЯНЫ КОЛОДКИНОЙ, директора ООО «Малыш и К», автора, разработчика, производителя детских настольных печатных игр, г. Киров. Тема: «Азбука финансовой грамотности для детей дошкольного и младшего школьного возраста в форме настольно-печатной игры».
Она рассказала о «Лото «Потребности каждого члена семьи»; развивающей игре ООО «Малыш и К» (игра с кубиком и фишками «Финансовый план моей семьи»), а также об «Азбуке финансовой грамотности» и ее задачах:
– Образовательные задачи Азбуки финансовой грамотности: применять первичные экономические знания на практике; расширять и активизировать словарный запас; закреплять умение классифицировать предметы по определенным признакам; закреплять математические представления о числе, его количественном составе; учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»).
– Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; развивать память, мышление, воображение; расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.
– Воспитывающие задачи: воспитать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность; воспитывать финансовую культуру; способствовать всестороннему развитию личности.
- АЛЕКСАНДРЫ АХМЕТЖАНОВОЙ, руководителя Ресурсного центра волонтеров финансового просвещения Тверской области. Тема: «Игровые технологии в финансовом просвещении: как увлечь и научить». Она рассказала о проекте «Финансовая сказка Верхневолжья» – Конкурсе сказок о финансовых решениях:
– «Сказка о монеточке, QR-коде и пластиковой карте»: история о преимуществах и недостатках способов оплаты). Цель: вовлечение в процесс обучения дошкольников, школьников и их родителей. Участники должны создать истории, где герои сталкиваются с финансовыми ситуациями. Преимущества этого проекта – совместное творчество и обсуждение в семье. Примеры историй:
– «Как Миша научился планировать бюджет?»: рассказ о грамотном распределении карманных денег;
– «Семейный совет и тайна пропавших денег»: сказка о семейном бюджете и ответственности».
Интерес представляет и проект «Задания Финэрудита»: он включает следующие задания: 1. Бюджет (рассчитать семейный бюджет); 2. Вклад (определить выгоду вклада). 3. Мошенничество (распознать признаки мошенничества). 4. Математические задачи (рассчитать необходимую сумму для покупки). 5. Налоговое законодательство (знание терминов, практическое применение информации в этой области).
- МАРИНЫ РЫЖКОВОЙ, заведующей лабораторией психологической и финансовой безопасности человека в цифровом мире, профессора, доктора наук. Тема: «Тренажер-симулятор инвестиционных проектов. Игра «Инвестиционный симулятор».
Она остановилась на мотивации исследования:
- Банк России выявил более 9 тысяч финансовых пирамид и других нелегалов в 2024 году. В 1,6 раза больше, чем в 2023 году. Число нелегалов увеличилось прежде всего за счет пирамидальных интернет-проектов и недобросовестных инвестиционных предложений.
- Стратегия повышения финансовой грамотности до 2030 года: «умение распознавать нелегальных участников финансового рынка и «финансовые пирамиды», распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием социальной инженерии.
- Закончен научный проект Российского научного фонда «Поведение непрофессиональных розничных инвесторов на финансовом рынке и угроза цифровых финансовых пирамид» и его продолжение – договор с «Тренажер-симулятор финансовых пирамид».
Выступающая подробно рассказала о том, что такое Тренажёр-симулятор? Это компьютерная игра – платформа, на которой можно инвестировать условные игровые деньги в интернет-проекты. Игра имеет научно обоснованную динамику финансовых пирамид. Она успешно апробирована в ряде городов России. Дизайн создан на основе анализа 52 сайтов финансовых пирамид, в него имплементированы 23 элемента социальной инженерии реальных финансовых пирамид. Его просветительская задача – финансовая компетентность; организационная задача – координация и методическое единообразие. Научная задача – сбор данных о поведении людей под влиянием социальной инженерии.
Результаты работы тренажера-симулятора свидетельствуют о сокращении числа финансовых пирамид, однако работу в этом направлении, по мнению его создателей, необходимо продолжить.
Завершился семинар ответами на вопросы участников.