Методики формирования цифровой финансовой грамотности

Так назывался онлайн-семинар, инициированный Ассоциацией развития финансовой грамотности, который прошел 10 апреля 2025 года.
На семинаре выступили:
– Ольга Франчук, заместитель директора направления «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». Тема: «Цифровой ликбез» и не только: совместные проекты государства и бизнеса, направленные на повышение цифровой грамотности детей». Она рассказала о цели цифровой финансовой грамотности: разработка и реализация программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и цифровой безопасности различных категории граждан, для каждой из которых разработаны адаптированные форматы обучения: дети – интерактивные занятия, квесты и квизы, направленные на формирование базовых понятий о деньгах, сбережениях и цифровых технологиях; молодежь – образовательные лекции, бизнес-игры и марафоны по управлению финансами, инвестициями и кибербезопасности; экономически активное население: настольная игра, вебинары и курсы, посвященные финансовому планированию, использованию банковских сервисов и защите от мошенничества; пенсионеры: круглые столы, помогающие освоить азы финансовой грамотности и цифровые навыки, а также пользоваться финансовыми сервисами без стресса. Большой интерес вызвал проект «Цифровая и финансовая грамотность для школьников», в рамках которого обсуждались вопросы: «Лайфхаки финансовой и цифровой грамотности (личное финансовое планирование, способы распознавания мошенников, дропперство и предпринимательство)»; «Финансовая и цифровая грамотность (финансовая ревизия, планирование бюджете, преимущество основных банковских продуктов»).
– Дарья Ерзикова, главный эксперт по развитию финансовой грамотности АО «Альфа-Банк». Тема: «Цифровая и финансовая грамотность в учебных заведениях. Методология от Альфа-Банка». Она остановилась на вопросе «Актуальные угрозы в сети среди детской аудитории: мошенничество, кибергрумминг, интернет-зависимость, игромания, кибербуллинг, доведение до суицида», а также рассказала о Всероссийском просветительском проекте в сфере цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез».
– Марина Чернова, учитель ГБОУ гимназии 278 имени Б.Б. Голицына адмиралтейского района Санкт-Петербурга, педагог ММЦ ИДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, финансовый консультант компании «Корпоративное Здоровье», эксперт ПроФиТ. Тема: «Методика обучения школьников цифровой финансовой грамотности: практические инструменты для учителей». Она рассказала о ключевых навыках цифровой грамотности: умение пользоваться текстовыми редакторами и основами таблиц; использовать поисковые системы для поиска информации, оценки ее достоверности и реальности; свободно общаться через электронную почту, мессенджеры и социальные медиа, соблюдая этикет и безопасность; понимание основных цифровых устройств безопасности, защита индивидуальных данных и умение распознавать потенциальные угрозы». Интерес у слушателей вызвала и тема «Развитие цифровой финансовой грамотности у школьников: 1. Практико-ориентированный подход – минимум теории, максимум реальных ситуаций; 2. Разбор кейсов из жизни – примеры мошенничества в соцсетях, игровых покупок, подписок; 3. Использование личного опыта учеников: анализ их трат, обсуждение семейного бюджета; 4. Игровые симуляции – ролевые игры («Банк vs. Мошенник»), финансовые квесты; 5. Создание проектов – памятки, инструкции, видеоразборы ошибок. 6. Работа с цифровыми инструментами: мобильные приложения, тренаджёры; 7. Критическое мышление: учим распознавать манипуляции в рекламе и фишинговые схемы; 8. Обратная связь: опросы, обсуждения, рефлексия после уроков; 9. Вовлечение родителей: совместные задания, чек-листы по безопасности; 10. Акцент на привычки: формируем осознанное отношение к деньгам через регулярные практики.
– Елизавета Белякова, Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде. Тема: «Цифровая грамотность и риски: как сделать Интернет безопаснее для детей». Она озвучила данные Киберполиции за 2024 год: выявлено 5954 интернет-ресурсов, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации и зарегистрировано 300 преступлений экстремистской направленности и 413 террористического характера (лица, совершившие преступления, установлены). А также дала совет родителям: обучать детей основам кибербезопасности (не делиться личной информацией, не открывать подозрительные ссылки, не скачивать файлы из ненадежных источников).
Завершился вебинар ответами на вопросы участников.