Балльно-рейтинговая система
I. Основные задачи БаРС:
- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы;
- повышение уровня организации учебного процесса;
- активизация посещения учебных занятий;
- стимулирование самостоятельной работы студентов;
- обеспечение планомерной, регулярной учебной работы студентов в течение семестра;
- индивидуализация обучения;
- оптимизация и повышение объективности оценки учебной работы студентов преподавателями.
БаРС осуществляется в соответствии с учебно-методическим комплексом дисциплины, рабочими учебными планами подготовки студентов, нормами времени работы профессорско-преподавательского состава (ППС), индивидуальными планами работы ППС.
II. Внедрение БаРС:
Разработанная, утвержденная и внедренная в 2009 году балльно-рейтинговой система контроля знаний студентов (БаРС) для преподавателей БИСТ:
- является одной из составляющих системы управления качеством образования и служит основой контроля знаний студентов всех форм обучения;
- вводится в целях комплексной оценки качества учебной работы студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования.
III. Механизм реализации БаРС:
Организация модульно-рейтингового контроля проводилась в институте в течение последних 5 лет следующим образом:
- Семестровый курс предмета разбивался на 4–8 учебных модуля;
- По каждому из блоков каждый из учащихся получал несколько вариантов заданий, которые сдавал преподавателю к определенному сроку. Выставлялись дробные оценки. Кроме того выводилась средняя оценка за каждое задание по 5 и 100-бальной системе;
- Соблюдался принцип гласности – все студенты знали свои текущие оценки;
- Сохранялась возможность повышения рейтинга. В процессе учебы студент мог переделывать задания. Это мотивировало учащихся к улучшению результатов;
- При проведении экзамена рейтинг студента являлся решающим при выставлении общей оценки.
В используемой системе не было учета научной активности студентов (участие в семинарах и конференциях), дисциплины посещения занятий и промежуточного контроля знаний.
Правила формирования рейтинговой оценки студента по дисциплине следующие:
- Каждый вид учебной работы студента оценивается в баллах. Максимальная сумма баллов (итоговый рейтинг), которую может набрать студент по учебной дисциплине за семестр, составляет 100 баллов (100 баллов = «100%-ный успех»). Из них до 60 баллов выставляется за текущую работу в семестре (текущий рейтинг) и до 40 баллов – за экзамен или зачет (рубежный рейтинг).
- Для получения допуска к экзамену или зачету студент должен в семестре набрать не меньше 30 баллов текущего рейтинга.
- Текущий рейтинг студента в семестре (до 60 баллов) по дисциплине складывается из рейтинговых баллов, которыми преподаватель в течение семестра оценивает посещение учебных занятий студентом (лекций и семинаров); активную работу на семинарских занятиях, его самостоятельную учебную работу, результаты промежуточной аттестации (тестирования).
- Рубежный рейтинг студента (до 40 баллов) по дисциплине складывается из оценки в баллах ответа студента на экзамене или зачете по общим понятиям, методам и методологии дисциплины, за правильность анализа и решения практических задач билета (если это предусмотрено учебным планом).
- Итоговый рейтинг (Б) представляет собой суммирование баллов текущего (Бт ) и рубежного (Бр ) рейтингов:
- Б = Бт + Бр,
- Текущий рейтинг Бт = Б1 + Б2 + Б3 + Б4 + Б5 , где соответствующие составляющие определяются согласно нижеприведенной таблице.
№ |
Формы контроля |
Рекомендуемое |
Суммарное количество баллов |
Примечание |
1. |
Посещение занятий:
— лекции — семинары |
до 10 баллов до 10 баллов |
Б1 Б2 |
Не более 20 баллов за семестр |
2. |
Активная работа на семинаре (по видам учебной активности: доклад, эссе и др.) |
до 10 баллов |
Б3 |
|
3. |
Самостоятельная работа, в т. ч. реферат, контрольная работа, домашнее задание |
до 10 баллов |
Б4 |
|
5. |
Промежуточная аттестация (тестирование) |
до 20 баллов |
Б5 |
|
6. |
Текущий рейтинг |
до 60 баллов |
Бт |
Б1-5 |
7. |
Рубежный рейтинг: экзамен или зачет |
до 40 баллов |
Бр |
Б6 |
8. |
Итоговый рейтинг |
До 100 баллов |
Б |
Бт + Бр |
Ведение автоматизированного контроля знаний студентов позволяет каждому студенту знать и исправлять текущие недочеты, отрабатывать пропуски занятий выполнением дополнительных заданий. Так как роль текущего рейтинга велика (60 баллов), студент, вовремя выполняющий практические занятия и не имеющий пропуски занятий, может претендовать на высокую итоговую оценку. И наоборот, студент, пропускающий занятия и имеющий низкие показатели по практическим занятиям и семинарам, имеет мало шансов на высокую итоговую оценку, так как рубежный рейтинг дает всего 40 баллов.
Результаты внедрения БаРС наглядно свидетельствуют о качественном повышении уровня освоения учебного материала студентами; ответственности преподавателей и студентов за учебный процесс и как следствие этого – рост мотивации изучения учебных дисциплин.