Педагогический практикум «Бежать нельзя остаться»
16 июня 2021 года в режиме онлайн прошел Интерактивный просветительский лекторий, приуроченный к Дню беженцев – одному из знаменательных дней в международном календаре ЮНЕСКО, который мир отмечает 20 июня.
Практикум был организован для педагогического сообщества Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В нем приняли участие представители регионов России, в числе которых преподаватели и студенты нашего института, имеющего статус Ассоциированной школы ЮНЕСКО.
С приветственным словом выступила Марина Александровна Кривенькая, кандидат филологических наук, доцент, директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО Московского педагогического государственного университета:
Она обозначила тематику, ее актуальность и передала слово ведущей – Елене Александровне Омельченко, кандидату исторических наук, профессору, и.о. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования МПГУ, генеральному директору Центра содействия межнациональному образованию «Этносфера»: «Тема, которую мы сегодня обсуждаем, – одна из самых актуальных сегодня. Более 22 миллионов человек вынуждены жить вдали от своей родины, в чужой стране, и еще 25 миллионов внутренне перемещенных лиц, также не имеющих возможности вернуться в родной дом. Почти 80% всех беженцев – это женщины и дети, многие из них подвергались насилию и нарушению прав, большинство детей лишены доступа к получению образования. Каждый человек, находящийся в миграции, как и все мы, может внести свой вклад в развитие общества и создание более справедливого, инклюзивного и равноправного мира. Мира, в котором прекратятся войны, и больше не нужно будет бежать в поисках спасения. Для этого нужно рассказывать о вынужденной миграции и ее причинах как можно более широко – особенно школьникам и студентам.
Защитой беженцев во всем мире занимается специализированная организация – Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, агентство которой работает и в Российской Федерацию. Его представители также принимают участие в практикуме».
Участникам была представлена краткая история миграционных потоков:
Интерес вызвало и выступление Щербаковой Ирины, сотрудницы правового отдела Агентства ООН по делам беженцев в России. Она остановилась на лучших практиках работы с детьми-инофонами, подробно рассказала о книге «Бежать нельзя остаться» – сборник графических историй, автором которых является Алексей Олейников.
Эта книга – семь историй об учениках обычной российской школы – выходцев из Йемена, Афганистана, Южного Судана, ЦАР, Палестины, Сирии и ДРК – основанных на реальных событиях. Они рассказывают, какие сложности вынуждены преодолевать дети-беженцы и их семьи. Языковой барьер и культурные различия, отсутствие правового статуса и поддержки со стороны государства, бедность, социальная изоляция и буллинг – лишь часть проблем, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты.
Все выступления были содержательными, представленные материалы вызвали живой интерес. Технологии, которыми делились спикеры, могут быть использованы в практике работы педагогического сообщества.