Знакомимся с экспедицией РГО «Маяки России»

14 января состоялось очередное заседание участников Молодежного клуба Русского географического общества БИСТ.
Темой заседания стал экспедиция «Маяки России», организованная Специалистами Центра современной истории (ЦСИ) при поддержке Гидрографической службы ВМФ России. Цель экспедиции – исследование состояния пяти исторических объектов: Белого (на одноимённом острове), Пиллау (г. Балтийск, Калининградская область), Русского (о. Большой Олений, Мурманская область), Кастрикума (о. Уруп, Курильские острова) и Ай-Тодора (пос. Гаспра, Крым). Руководил экспедицией директор Центра современной истории Иван Владимирович Анохин.

Вел заседание студент 1-го курса Никита Лукьянов, заместитель Председателя МК РГО БИСТ.

Прежде всего, Никита познакомил участников с понятием «Маяк»: «Это почти всегда интересный архитектурно-инженерный объект, обладающий к тому же романтической аурой. Он стоит на границе двух миров. Для моряков маяк – это путеводная звезда, а тех, кто на суше, он зовёт в путь и обещает приключения.

Интересно, что, хотя функция у маяков одна и принципы работы очень похожи, каждый из них индивидуален. Даже те, что строились по типовому проекту, сейчас представляют интерес, поскольку и сами эти проекты уже стали историей.

Участники заседания познакомились с историей каждого маяка и их настоящим.

Маяк «БЕЛЫЙ», расположенный на заполярном острове «Белый» в Карском море, – это самая северная часть Ямало-Ненецкого автономного округа. Он был установлен в 1936 году. Его башня – высотой 35 метров –представляет собой четырёхгранную деревянную усечённую пирамиду на бетонном основании. На вершине находился шар, а под ним прямоугольный щит из железных пластин, где располагался сам маячный аппарат. Такая форма была стандартной для всех маяков 1930–1940-х годов. В настоящее время маяк не функционирует.

Сам остров Белый интересен не только маяком. С давних времён это место считалось сакральным у местных жителей – ненцы располагали на нём святилища, названные в честь местных богов: Табелова-пага, Сидя-хаэн-саля, Салялёкабтамбада. Хозяином Белого острова и до сих пор считается Сэрнго Ирико – главный дух ямальских северных народов.

Один из первых маяков, возведённых в 1925 году для обеспечения навигации по Северному морскому пути, носит название «РУССКИЙ» Он был возведен на западной оконечности острова Большой Олений в Баренцевом море в 40 милях к востоку от острова Кильдин и обозначал вход в пролив, а также указывал якорное место у становища Захребетное. Его башня имела вид четырёхгранной пирамиды, стороны которой были обшиты досками и окрашены белыми и чёрными горизонтальными полосами. В 1953 году на месте старого маяка построили монолитную железобетонную башню жёлтого цвета высотой 24 метра. В конце 90-х маяк перевели в разряд автоматических. Сейчас он обеспечивает вход в пролив Большой Олений и плавание в прилегающей к острову акватории моря.

КАСТРИКУМ.

Вообще-то, Кастрикум – это город на севере Нидерландов. В его честь был названо судно, на котором голландский мореплаватель Мартин Геритсон де Фриз в 1643 году достиг Курильских островов. В числе мест, где он высаживался на берег, был Уруп. Более века спустя участники кругосветной экспедиции французского мореплавателя Лаперуза назвали один из мысов по имени голландского судна. А вот уже по названию мыса Кастрикум получил своё имя и маяк, построенный в 1966 году. Он обеспечивал мореплавание в проливе Уруп, который соединяет Охотское море и Тихий океан. Ещё раньше в 120 километрах отсюда был возведён другой маяк, получивший своё имя по названию полуострова, – Ван-дер-Линд. До этих маяков никаких навигационных объектов на острове не было.

Маяк представляет собой круглую чугунную башню красного цвета с фонарным сооружением. Высота его 24,3 метра. Дальность видимости огня — 19 морских миль (примерно 35 км).

Сегодня маяк Кастрикум находится в неудовлетворительном состоянии и практически не действует. Серьёзной исторической или военной ценности сооружение не представляет. Тем не менее, кто знает, может быть, когда-то и в этих суровых, но дико живописных местах, где подолгу дуют семибалльные ветры и случаются землетрясения, он понадобится.

ПИЛЛАУ.

В Калининградской области находится самый западный и один из старейших на территории России маяков Пиллау – так назывался до 1945 года город Балтийск и старинная немецкая крепость, строить которую начинали ещё шведы.

Маяк Пиллау построил в 1813 году гидроинженер Шульц по проекту Карла Шинкеля – известного в ту пору немецкого архитектора. Объект, как и крепость, много раз перестраивался, последняя довоенная крупная реконструкция была произведена в 1902 году. К началу Великой Отечественной войны маяк представлял собой сверху красную, а снизу белую круглую башню высотой 32 метра с конусообразной крышей и двумя галереями.

В апреле 1945 года в районе Пиллау шли ожесточённые бои. Следы от пуль и осколков до сих пор можно найти на маяке. При реставрации их решили оставить как памятный знак.

На фотографии – маяк Пиллау вместе с одноимённой крепостью.

АЙ-ТОДОР.

Этот маяк расположен в Крыму, на мысе Ай-Тодор, у посёлка Гаспра.

Маяк был построен в 1835 году по инициативе главнокомандующего Черноморским флотом Михаила Лазарева, которому (вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном) принадлежит открытие Антарктиды.

В 1876 году маяк был перестроен. Появилась новая восьмигранная каменная башня с фонарным сооружением кругового остекления. До сих пор здесь стоят ромбовидные английские стёкла.

Маяк пережил три войны: Крымскую 1854–1855 годов, Русско-турецкую 1877-го и Великую Отечественную 1941–1944-х. В 1947–1948 годах башня, жилое здание и маячные службы отреставрировали и отремонтировали, а в 1950-е годы здесь установили современный светооптический аппарат ЭМВ-930, благодаря чему сигнал маяка виден на расстоянии 24 морские мили. В 1984-м в техническом здании недалеко от маяка смонтировали радиомаяк КРМ-300 с дальностью действия 150 миль. Тогда же при маяке открылся музей, посвящённый морской тематике.

Маяк Ай-Тодор является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения, однако не перестаёт быть действующим. Его состояние хорошее. Мемориальные таблички, установленные на здании, напоминают, что с экскурсиями здесь бывали Лев Толстой и Антон Чехов.

Вот такова история маяков, о которых мы узнали из материалов экспедиции РГО «МАЯКИ РОССИИ».