АГЕНТСТВО ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МЕДИАЦИЯ)
- Медиация
- Медиация в сфере ЖКХ
- Медиация в сфере здравоохранения
- Медиация в сфере межэтнических отношений
- Семейная медиация
- Школьная медиация
- Законодательство
- Кодекс медиаторов России
- Краткий словарь
- Хроника событий
Башкирский институт социальных технологий (филиал)
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» –
Центр ЮНЕВОК в Российской Федерации
АГЕНТСТВО ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
МЕДИАЦИЯ
МЕДИАЦИЯ (от латинского «mediare» – «посредничать») – это особым образом организованные переговоры с участием специального субъекта – медиатора, содействующего устранению разногласий и достижению соглашения, отвечающего интересам обеих сторон, наиболее мягкая форма альтернативного разрешения споров. Это возможность для всех участников конфликта выйти из него победителями при отсутствии побежденных.
Медиация – не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов, разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени, так как уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного, а, главное, жизнеспособного и решения проще добиться переговорами, чем используя нормы или иерархический порядок. Медиация применялась при разрешении международных, межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг». Подобные методы разрешения споров чаще всего использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга.
Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США в начале 60-х годов. И сегодня без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса там не проходит ни один серьезный переговорный процесс. Во многих европейских странах уже существуют нормативные и законодательные акты, регулирующие использование медиации в разных сферах жизни общества.
КОГДА ОБРАЩАЮТСЯ К МЕДИАТОРУ:
- когда переговоры носят выраженно конфронтационный характер;
- когда противостояние участников чрезвычайно напряжено;
- когда обсуждаемая проблема отличается высокой степенью сложности;
- когда переговоры зашли в тупик;
- когда между сторонами остались объединяющие их связи.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕДИАЦИИ
- Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
- При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
- Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение, кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
- В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
- При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации – это конфиденциальный процесс.
- Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
- При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
ИМЕЕТ ЛИ МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ СИЛУ?
Если медиативное соглашение подписано после подачи иска в суд – оно может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения. Если медиативное соглашение подписано до обращения в суд – оно имеет силу гражданско-правовой сделки (может быть заверено нотариусом), защита прав и интересов по которой осуществляется предусмотренным законом способом.
Сегодня существует большая потребность в специалистах-медиаторах, профессионально занимающихся примирительными процедурами. Агентство примирительных технологий Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации на базе Башкирского института социальных технологий предлагает следующие
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЕДИАТОРОВ:
Медиация. Базовый курс. Понятие и виды альтернативного способа разрешения споров. Медиация как форма урегулирования конфликтов и внесудебный способ разрешения споров. Преимущества медиации. Основные принципы медиации. Инструменты медиации. Общие положения о проведении процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Работа с интересами сторон, риски. Техники эффективной коммуникации. Рефрейминг. Навыки медиатора по управлению конфликтом, структура, анализ и техники. Правовое регулирование медиации в Российской Федерации.
Школьная медиация. Технология разрешения споров, возникающих в образовательной среде с участием посредника-медиатора. Это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
Семейная медиация. Используется для разрешения внутрисемейных проблем (отношения между супругами или отношения между родителями и детьми). Особенно широко представлены в практике медиации конфликты, возникающие в связи с разводом (раздел имущества, опека, финансовая поддержка детей и т. д.)
Медиация в трудовых спорах. В данном случае это проведение примирительных процедур между работниками организации и работодателем при возникновении любых разногласий: оплата труда, перераспределение полномочий, невыполнение работы, конкуренция за бонусы, борьба за должность и др. Плюсы медиативного подхода в решении трудовых споров:
- отсутствие проблем с подсудностью и строгих сроков обращения за разрешением конфликта;
- оперативность в разрешении конфликта;
- снижение рисков неисполнения согласованного сторонами решения;
- конфиденциальность информации, фигурирующей в процессе разрешения конфликта.
Виды конфликтов и специфика работы с ними. Конфликты в нашей жизни неизбежны и необходимы. Через конфликты идет развитие. Но часто конфликты носят деструктивный характер. Чтобы конфликт работал на пользу, необходимо умение управлять им. Ведению дискуссии, правилам поведения в споре, сохранению экологии отношений и достоинства оппонентов можно научиться. Как избежать поражения одной из сторон в конфликте, как сохранить партнерские отношения в конфликте, как превратить разрешение противоречия инструментом развития вы узнаете в программе «Виды конфликтов специфика работы с ними».
Технология ведения переговоров. Переговорный процесс как взаимодействие сторон. Характеристики переговорного процесса. Организация переговорного процесса: подготовка к переговорам; начало переговоров; завершение переговоров. Понятие «результат переговоров».
Интересы сторон в переговорном процессе. Решение проблем на переговорах. Выработка альтернативы. Технология принятия решений на переговорах. Стратегия и тактика переговорного процесса. Психотехнологии на переговорах: манипулирование, обман.
Ведение переговоров в экстремальных условиях. Медиация в переговорном процессе. Национальные стили ведения переговоров.
Организация школьной службы примирения. Общие положения. Цели и задачи школьной службы примирения. Принципы деятельности. Порядок формирования школьной службы примирения и ее работы. Организация службы примирения в школе.
Медиация в межэтнических конфликтах. Традиции посредничества у разных народов, в различных конфессиях. Особенности межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Государственная, гражданская и национальная идентичность. Специфика работы медиатора с межэтническими и межконфессиональными конфликтами.
РЕЗУЛЬТАТЫ МЕДИАЦИИ: статистика свидетельствует, что более 85% проведенных медиаций заканчиваются подписанием мировых соглашений. Но и те 15%, в которых стороны не достигают взаимоприемлемых договоренностей, остаются довольны самим фактом участия в процессе. По словам таких участников, несмотря на то, что они не договорились – они стали гораздо лучше понимать друг друга и впервые у них была возможность в спокойной конструктивной атмосфере взглянуть на свой конфликт.
ФОРМАТ ЗАНЯТИЙ: лекции, практические занятия, тренинги, ролевые игры (в очном режиме и формате онлайн).
Контакты:
г. Уфа, проспект Октября, 74/2.