Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество
8 декабря 2022 года в Московском педагогическом государственном университете начал работу XIV Международный научно-практический семинар из цикла «Диалог цивилизаций и межкультурное сотрудничество». В семинаре участвуют более 100 руководителей и специалистов из образовательных организаций общего, профессионального, высшего и дополнительного образования из 15 регионов РФ и 10 зарубежных стран, представители международного экспертного и академического сообщества.
Традиционно семинар открыл ректор МПГУ, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция мигрантов», доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков. Он подчеркнул, что содержание программы семинара отражает задачи, которые на фоне глобальных геополитических изменений стоят перед российской системой образования:
На открытии семинара прозвучали приветствия в адрес его участников и организаторов от Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения РФ, от Председателя Комитета кафедр ЮНЕСКО РФ Владимира Константиновича Егорова, от Национального координатора Международного проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ Нэллы Матвеевны Прусс. Во всех приветствиях отмечалась важность организации мероприятия: в ответ на вызовы, с которыми столкнулся мир в 2020-22 годах, к обсуждению предложен широкий круг вопросов, связанных с гуманизацией образования, акцентируется внимание на значении просвещения, расширении социально-гуманитарного компонента образования и гражданского воспитания.
Участие в работе научного семинара приняла в формате онлайн и наш директор, Танзиля Алтафовна, которая была не только спикером заседания, но и выступила с докладом «Гражданское образование в России: состояние, проблемы, перспективы». Ее доклад вызвал большой интерес аудитории: в условиях современных вызовов времени тема была актуальной, в том числе для педагогического сообщества, от которого во многом зависит воспитание подрастающего поколения. Речь шла о формировании устойчивой гражданской компетентности молодежи как одного из принципиальных условий эффективного взаимодействия власти и общества. Особо Танзиля Алтафовна подчеркнула, что ответственность за свою страну, сохранение общегосударственных ценностей, прежде всего ценностей демократии – это качества, которые должны воспитываться с раннего детства и быть приоритетом в гражданском образовании. Она привела примеры социальных проектов, в ходе которых участники получают определенный опыт гражданской деятельности, глубже осознают значимость гражданских ценностей.