Иного века гражданин: 230 лет со дня рождения А. С. Грибоедова. Виртуальная книжная выставка

«Всё в нём было необыкновенно привлекательно»
(А. С. Пушкин).

Юбиляр января – Александр Сергеевич Грибоедов (1795–1829), выдающийся деятель русской общественной и культурной жизни России. 15 января 2025 года исполняется 230 лет со дня рождения русского драматурга, поэта, дипломата, композитора.

Судьба Александра Сергеевича Грибоедова трагична и прекрасна. А нас по-прежнему притягивает образ этого человека, поэта, гражданина. Он близок и дорог людям как гениальный поэт и глубокий мыслитель, как передовой деятель своего времени!

Стоит только взять в руки комедию А.С. Грибоедова “Горе от ума”, главное произведение из его не очень большого творчества, как всплывают образы русского дворянства… Это главные герои: Александр Чацкий, Молчалин, Скалозуб, Фамусов, дочь его Софья и другие. Вместе с ними вспоминаются и их реплики, которыми наделил писатель каждого из них, ставших цитатами, “крылатыми” выражениями, афоризмами для нас на все времена.

Все эти цитаты прочно вошли в наш язык, делая речь нашу богаче и выразительнее!

В этой миниатюрной книге афоризмов собраны мудрые мысли и цитаты классика русской литературы Александра Сергеевича Грибоедова.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Счастливые часов не наблюдают

— Где ж лучше?
— Где нас нет. «Горе от ума»

Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь

Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.

Фамусов: Нельзя не пожалеть, что с этаким умом…
Чацкий: Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.

За более чем 100 лет со времени своего первого издания книга “Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX веков”, составленная Анастасией Чеботаревской (1876–1921), обрела статус подлинного литературного, художественного и культурного памятника российского книгоиздательства. Настоящее собрание ставит читателя “перед зрелищем души, озаренной любовью”.

В “эпистолярную антологию песен любви” вошли письма выдающихся людей прошлого – Байрона, Бетховена, Вагнера, Вольтера, Гарибальди, Гете, Грибоедова, Гюго, Эдгара По, Пушкина, Наполеона, Толстого, Тургенева, Флобера, Шиллера, Шумана, А. С. Грибоедова и других.

Современники Грибоедова, отмечая главные качества его натуры, называли «светлый ум, страстную любовь к отечеству и огромное дарование».

«Он был очень умен», – вспоминал о Грибоедове П. А. Вяземский. «Это один из самых умных людей в России», — отзывался о нем Пушкин. На вопрос Следственного комитета о принадлежности Грибоедова к тайному обществу Александр Бестужев ответил так: «В члены общества я его не принимал, во-первых, потому что он меня и старее и умнее, а во-вторых, потому что не желал подвергнуть опасности такой талант». Денис Давыдов же со свойственной ему склонностью к грубоватой патетике назвал однажды Грибоедова «уродом ума», тем самым выразив свое предельное восхищение им.

Жизнь Грибоедова, по замечанию Пушкина, и «была затемнена некоторыми облаками», она была бурной и яркой, устремленной к светлому идеалу. Он многое успел совершить, и прежде всего потому, что сущность Грибоедова не исчерпывалась ни блестящей эрудицией в различных областях знания, ни разносторонними дарованиями Грибоедов в одном из последних своих стихотворений, а в замысле трагедии «Радамист и Зенобия» намечал характер Касперия, римского посла в восточной державе, – образ, несущий в себе несомненно некоторые автобиографические черты. «К чему такой человек, как Касперий, в самовластной империи, – размышляет о нем Радамист, – опасен правительству, и сам себе бремя, ибо иного века гражданин».

Иного, грядущего, века гражданином предстает перед нами Грибоедов, светлый ум которого, гармоническая личность и деятельная натура принадлежат к самым могучим проявлениям русского духа.